Клинцы – домашняя страница.

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

 

КАК ПЁТР I КОСТРОМСКОГО МУЖИКА

ВОСВОЯСИ НЕ ПОСЛАЛ

 

 

 

Клин клином вышибают. Без клина плахи не расколешь. Свет не клином сошёлся. Свет не то, что клин: один весь не захватишь – так говорят в народе.

Древнерусское слово «клин» обозначает короткий брус, снятый к одному концу на нет. «Клин» – это участок земли остроугольной формы. «Клин» – часть поля разного вида, полоса, засеянная однородным хлебом. В диалектах Центральной России это слово означает островной лес по берегу реки, участок болота, заросший лесом.

Топонимами от слова «клин» представлены имена сёл, посёлков в ряде мест Брянской области. Деревня Клин – в Клетнянском, Клинок – Выгоничском, сёла Клинское в Брасовском и Навлинском районах…

Широко распространены от этого слова названия поселений в Беларуси, в Украине, в России. О современном городе Клин (прославлен пивной рекламой), что в Московской области, упоминание содержится в Суздальской летописи под 1234 годом. Клин есть в Тульской и Нижегородской, Клинец – в Ленинградской, Клиновец – в Белгородской областях.

Имя города Клинцы – второго по величине промышленного центра на брянской земле – некоторые связывают со словом «Клин». Однако же это не так.

Город основан в 1707 году, как утверждают исторические документы. На берегу реки Туросна в глухоманном лесу первыми поселенцами стали костромские старообрядцы.

В 1707 году сорокалетний Василий Афанасьевич Клинцов с горсткой скитальцев, гонимый церковной и светской властью, покинул Даниловскую слободу Костромского уезда и пробирался к автономному Стародубью, на южную окраину России – поближе к польской границе. Так он попал в старообрядческую слободу Елионку, куда 25 лет назад переселился его земляк Милентий Панов со своими единоверцами.

Долог и труден был путь Василия Клинцова. Девятьсот километров по бездорожью, в слякоть и непогоду пробирался он сюда.

Старик Панов порекомендовал Василию выбрать место поближе к Польской области и дал ему в проводники сына Андрея. Но Клинцову нужны были документы на новое поселение, чтобы узаконить свой приход.

Возможно, он мог получить такое разрешение в Стародубском полководстве, подчинявшемся Чернигову, где выдавали «фундуши», дававшие право быть осадчим (старостой) нового поселения и освобождённым на 10 лет от податей владельцу земли – выходцу из Польши Ивану Лаврентьевичу Бороздне. Однако в выступлении городского головы В. А. Федотова в купеческом собрании 22 марта 1907 года по случаю 200-летия образования Клинцов отмечено: «Василий Клинцов с товарищами поселился здесь произвольно, имеются лишь указания, что посёлок образован в дачах Бунчуковского товарища Ивана Лаврентьевича Бороздны. Причиною же поселения выходцев из России можно считать общее стремление московских старообрядцев к эмиграции, начавшейся ещё в восемнадцатом столетии как следствие преобразования правительством старой веры. Они направлялись главным образом в Литву, Польшу, Малороссию, лесная глушь которых служила некоторой гарантией против всякого рода сысков и погони».

Поначалу местные власти не очень доброжелательно отнеслись к переселенцам, которые на скорую руку построили землянки для временного жилья, которые позже могли приспособить под погреба и подземные склады, пока не построили себе добротные бревенчатые избы.

Вместе с холостяком Василием, кряжистым кареглазым бородачём, сюда прибыли из приселка Николы Хабарова Костромского уезда его младший брат Павел с семьёй, из села Даниловского семьи Исаева, Щербакова и 62-летняя вдова Мария Федосеева, бежавшая из Крутицкого монастыря. Через год здесь поселилась семья Барышникова, посадского человека из города Орла. Потом приехали с семьями Т. И. Овсянников из Можайского уезда, Е. Ф. Карлин из Костромского. Таким образом в Притуросенском лесу появилась первая улица Клинцова, положившая начало будущей слободе, посаду, городу.

Задумывался ли тот беглый костромской крестьянин, слушая шум леса, каким станет облюбованное им место, скажем, через 40, 200, 300 лет? По-мужицки старательно выкорчёвывал он мозолистыми руками высоченные корабельные сосны, расчищая делянку для надворных построек и участка под землепашество и не смыслил, что поселение получит название от его фамилии.

Вскоре отношение к староверам изменилось. Получилось у них как «из огня – да в полымя». Шведы напали на Россию и двигались от Могилёва к Украине, чтобы соединиться с гетманом Мазепой, по территории нынешней Брянщины.

Пётр Первый в августе 1708 года издал указ, гласивший: «…Город Стародуб укрепить, около него и внутри строения на тридцать сажен выломать, в уезде казакам и крестьянам хлеб спрятать в ямы, також себе и скоту место в лесах и крепких местах приготовить, а из мельниц жерновьё и снасти вывезти в леса».

На пути войск Карла XII на Стародубье всё чаще вырастали препятствия. Это старообрядцы, «сами собой собравшись», вместе с жителями других поселений «показали значительный опыт верности к царю и отечеству».

Когда шведский король Карл XII с тяжёлыми боями попытался захватить полковой город Стародуб, дружина старообрядцев во главе с Василием Клинцовым и Великотопальская казачья сотня Стародубского полка развернули против врага настоящую партизанскую войну, в которой немало чужеземных захватчиков было убито и пленено вместе с их военным имуществом. С кольями и топорами нападали они на неприятеля, пока не добыли себе трофейное оружие…

Затем потерпевшие поражение под Полтавой, уцелевшие от разгрома армии Карла XII пытались бежать из России опять через Стародубье. Старообрядцы, не давая покоя «нехристям», вылавливали, убивали и брали в плен шведов, отнимали у их обозы с военным имуществом и снаряжением. Особенно кровопролитные бои костромские переселенцы вели на переправах через реку Ипуть и у села Чертовичи. В старинных книгах описывается, что это были люди «крепкого телосложения, статны, рослы, красивы лицом» и к тому же «смелы и находчивы».

Когда Россия преодолела послевоенный хаос, Пётр вспомнил о клинцовских партизанах и повелел специальным Указом от 28 февраля 1715 года не настаивать на возвращении костромских мужиков на прежнее место жительства, а лишь «положить их в оклад» и чтобы «впредь оными никто не мог владеть».

Так население раскольничьих слобод кровью заслужило милость великого царя. Заселение края всячески поощрялось и руководством Стародубского полка, поскольку беглые становились их подданными и платили подати. В новых поселениях стародубский полковник нуждался ещё и потому, что на земли этого края претендовала Киево-Печерская лавра. Селения заносились в книги как вновь созданные и оставались за Стародубским полком.

По велению царя от 28 февраля 1715 года князь Голицин издал распоряжение полковнику Ергольскому: переписать раскольничьи поселения, после чего их причислили к ведомству Киевской губернской канцелярии.

В «ревизской сказке», хранящейся в Центральном госархиве древних актов, о слободе Василия Клинцова говорится, что в 1718 году здесь «по ведомости Киевогубернской канцелярии» имелось восемнадцать дворов, жители которых занимались промыслами: шестеро торговали конопляным маслом, в том числе и Василий Клинцов, в одном из хозяйств вырабатывали бараньи кожи и шили рукавицы, в другом – сапоги, иные бондарничали, плотничали, столярничали. Восемь хозяйств вели земледелие. Всего в слободе проживало 78 душ, из них 45 – мужского пола. А вокруг поселения Клинцова ютились малодворные сёла.

Клинцы быстро развивались. В 1720 году здесь появился кожевенный завод, где выделывались юфть и белые кожи. Значительно расширилась торговля. В 1767 году было уже 330 жилых строений, а число жителей перешагнуло за 1200 человек.

Почему такое развитие получила слобода? По-видимому, одной из причин явилось то, что в 1735 году царское правительство разгромило старообрядческий центр – Ветку, которая находится ныне в соседней Гомельской области, и староверы двинулись в относительно спокойные места.

В 1763 году последовало второе притеснение Ветки, что ещё более усилило приток людей в Клинцовскую слободу.

Сотрудникам клинцовского краеведческого музея удалось разыскать документ, представленный в комиссию при Стародубском полку для сочинения «Генеральной описи». Относится он к 1767 году. Здесь приводится подробное описание каждого двора, перечисляются жители, их возраст, здоровье.

Рассказывается в этом документе и о семье с фамилией Клинцовы. «Двор, в нём изба с сенями… сарай один, амбар один. И ещё стоит особо изба с сенями пустая, при ней сарайчик и поветочка, да подле реки баня одна. Живёт вдова Настасия Фёдоровна дочь Гавриловская жена Клинцова, 60 лет, дряхлая, скорбная. Муж её природной слободы Клинцов. У неё дети: Аким – 40 лет, Гавриил – 38 лет, Трифон – 22 лет… У Акима – жена Ульяна Фёдорова дочь, 38 лет, у них дети: Григорий – 16 лет, Яков – 4 года, Ермолай – один год. У Гаврила жена Елена, Петрова дочь, 23 года, сын Ларион – один… Скота у них: коней – 3, коров – 4, овец – 5, свиней – 2 головы… Семья кормится разной работой…»

Сотрудники музея с уверенностью утверждают, что вдова Клинцова, Анастасия, была женой одного из внуков Павла Афанасьевича Клинцова– Акима или Алексея.

 

 

* * *

 

В 2010 году в г. Клинцы проживало около 85000 жителей. Так же, как и в Костроме, здесь имеются старинные торговые ряды, церкви и высокая пожарная каланча постройки 1782 года. Три года назад, с 7 по 9 сентября 2007 года, клинчане торжественно отпраздновали 300-летний юбилей любимого города. Была организована большая развлекательная программа с массой интересных мероприятий, подготовленных работниками культуры Клинцов, Клинцовского района и Брянска. Все три дня над городом висел аэростат с надписью «Клинцам – 300 лет».

Торжества начались 7 сентября в 11.00 открытием величественного бронзового памятника костромскому крестьянину В. А. Клинцову. Постамент выполнен в виде колокола, со стоящим на нём первопоселенцем и партизаном, патриотом земли русской – Клинцовым. Рядом с ним стоит ребёнок – образ молодости и развития. Памятник установлен в сквере им. 169-й стрелковой дивизии.

А два года назад, 27 сентября 2008 года, 80-летие своей деятельности отметило ОАО «Клинцовский автокрановый завод». Это предприятие интересно тем, что посредством московской фирмы «Кудесник» объединено с Галичским автокрановым заводом, что в нашей Костромской области.

 

 

Валерий Соколов,

коллекционер

 

 

P.S. Интересно, что с Клинцами связаны судьбы некоторых известных костромичей. Например, в этом городе прошли детство и юность (родился в Клину) заслуженного художника России, почётного гражданина г. Костромы, лауреата муниципальной премии им. Д. С. Лихачёва Евгения Вячеславовича Радченко.

 

 

 

Источники

 

1. М. П. Чёрный. «Клинцы и клинчане». Историко-краеведческий очерк. г. Брянск, издательское Товарищество «Дебрянск», 1993 г. 230 стр.

2. Клинцовская объединённая газета «Труд». № 37 от 22 марта 2003 г. «Клинцы», № 73 от 30 июня 2007 г. «К 300-летию Клинцов. Город преображается, но дел ещё много». № 84 от 26 июля 2007 г. «Подготовка к юбилею – на контроле у губернатора».

3. Газета «Ваше личное дело» (рекламно-информационное издание г. Клинцы Брянской области). № 39 от 24 сентября 2008 г. «Празднование 80-летия ОАО «КАЗ».

4. Газета «Макс-Инфо» (рекламно-информационное издание Брянской области). № 15 от 5 сентября 2007 г. «Клинцы готовятся к юбилею».

5. «300 лет городу Клинцы. 1707–2007». Юбилейный буклет. 2007 г. Брянская обл., г. Клинцы.

 

 



Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz